Ксения (kujman) wrote,
Ксения
kujman

Жемчужина Русского музея

На выходных я решил посетить Русский музей, где представлена превосходная коллекция произведений художников - авангардистов.

Меня очень привлекла работа Натана Исаевича Альтмана 1913 года  "Портрет Анны Ахматовой".


Начну с того, что у Анны Андреевны Ахматовой довольно обширная прижизненная иконография, но наиболее сильной критике подверглась как раз работа Альтмана. Даже сама Ахматова, по свидетельству мемуаристов, не любила портрет художника - авангардиста, хотя последний является одним из первых, кому вообще позировала Ахматова, причем она не только позировала, но и бывала у него в гостях, дружила с ним.
Несмотря на близкое общение Ахматовой с Альтманом, художник в своей работе отразил скорее что-то абстрактное, нежели глубокий образ поэтессы.
Не покидает ощущение того, что общий фон на картине, одежда поэтессы создавались отдельно, а сама фигура Ахматовой добавлена художником позже.
На мой взгляд, работа Альтмана больше напоминает карикатуру или обложку глянцевого журнала. Альтман был завсегдатаем "Бродячей собаки" в Санкт - Петербурге, где рисовал карикатуры на многих посетителей, поэтому портрет Ахматовой тоже можно причислить к хорошо прорисованной карикатуре художника.
Яркие цвета, игра контрастов, ломаные линии - все это создает образ искусственного мира вокруг поэтессы, мира не реального, а придуманного автором, как придуманы поэтами стихи, писателями проза.
Стоит заметить, что цветовая палитра общего фона намного приглушеннее, нежели цвета той же одежды Ахматовой. Чернильного оттенка платье, шаль насыщенно - желтого цвета, черные, словно уголь, волосы несомненно бросаются в глаза человеку в первую очередь.
Похоже на метафору, подтверждающую неповторимый и поворотный вклад резкой и эмоциональной поэтессы в русскую поэзию.
Однако не стоит упускать из виду и тот факт, что сама же Анна Андреевна выглядит очень бледно, болезненно и совершенно теряется в столь ярких оттенках.

Создается впечатление, что самого человека так и нет на картине, а есть только оболочка - одежда. Возможно, этим приемом Альтман хотел изобразить общий виток новой поэзии в России, а не конкретный вклад Ахматовой.
С другой стороны, Альтман был поражен обликом Ахматовой, ее умением нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное.
Вполне возможно, что "некая прозрачность" изображения самой поэтессы на картине под грудой таких тяжелых и мощных оттенков - не что иное, как метафора навалившейся на Ахматову славы.

Все вокруг не соответствует тому классическому образу Ахматовой, который оставила после себя поэтесса, поэтому складывается впечатление, что портрет посвящен не самой Анне, а целому явлению в ее лице.
Портрет Ахматовой стал сенсацией на одной из художественных выставок в Петербурге в 1915 году. Известный критик Л.Бруни писал, что "это не вещь, а веха в искусстве"…

Subscribe
promo kujman july 18, 08:00 736
Buy for 100 tokens
В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге состоялось одно из главных событий Царских дней – ночной крестный ход, приуроченный к 100-летию гибели царской семьи. Я решила принять участие, чтобы посмотреть, что на самом деле представляет из себя это таинство, что движет участниками, и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments