Ксения (kujman) wrote,
Ксения
kujman

«Нимфоманка», часть 2.

Оригинал взят у crazycretaceous в «Нимфоманка», часть 2.
Оригинал взят у d_desyateryk в «Нимфоманка», часть 2.
название рецензии: ПРЕВРАЩЕНИЕ



«Нимфоманка» - третий фильм «трилогии депрессии» Ларса фон Триера после «Антихриста» (2009) и «Меланхолии» (2011). «Трилогия депрессии» - название скорее журналистское, нежели кинематографическое (сам режиссер с его склонностью к публичным жестам сделал свое подавленное состояние предметом широкого обсуждения), но общие моменты и даже некоторая симметрия здесь есть: в «Антихристе» убивают женщину, в «Нимфоманке» - мужчину, в «Меланхолии» гибнут все. Есть также некоторая игра с жанрами: если «Антихрист» - триллер, то «Меланхолия» - фильм катастроф (впрочем, катастрофа так или иначе разражается во всех трех картинах), а «Нимфоманка» – эротика, однако это довольно условные соответствия.

По структуре «Нимфоманка» - роман в восьми главах: к предыдущим пяти добавлены еще три: «Восточная и Западная церкви», «Зеркало», «Пистолет». В них идет речь о стремлении героини вернуть себе утраченную после смерти отца способность получать телесное удовольствие, причем эти попытки доходят до все больших крайностей.

Здесь, как всегда у Триера, рассыпано множество отсылок и аллюзий: например, сына Джо зовут Марсель – а ее диалог с Зелигманом как раз и строится по принципу ассоциативных воспоминаний, главенствующем в цикле романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»; в главе «Пистолет», которая начинается с упоминания об агенте 007, начальника героини зовут Л. (руководитель Бонда скрывается под псевдонимом М.); сцена, когда ребенок выходит на балкон, чтобы полюбоваться снегопадом, является ироничной самоцитатой из «Антихриста» и т. п. Впрочем, разгадывание цитат – второстепенное развлечение. Гораздо интереснее, о чем вся история.

Во второй части значительно усиливается линия грез, видений героини, показанных в достаточно прямой, местами инфантильной манере (любопытно сопоставить это с обилием фантазмов в «Антихристе»). Джо (Шарлотта Генсбур) то взлетает над землей в экстатическом приступе, то ей являются Мессалина и Вавилонская Блудница, то она видит саму себя отраженной в зеркале в обличье ребенка. Грезы – знак внутренней недостачи, иллюзорная компенсация. Чего недостает Джо?

Весь фильм, все 8 глав, она мечется между приятием ролей субъекта и объекта желания. Джо – своевольная женщина в социуме, репрессивном по отношению к женщинам, негласно осуждающем героиню (чего стоит хотя бы полный сарказма эпизод об группе борьбы с «сексуальной зависимостью») – и она вторит моральной инквизиции, осуждая себя. Со своей стороны, выслушивающий ее исповедь старый холостяк Зелигман (Стеллан Скарсгард) прячется за пеленой комментариев, умозаключений и цитат и всячески оправдывает героиню, чтобы выдать себя лишь в конце. До самого финала мы ничего не знаем о нем, кроме утверждения о его асексуальности – слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Важно то, что Зелигман – последний мужчина в ее истории. Его попытка перейти из слушателей в участники событий заканчивается фатально. Выстрелив в Зелигмана, Джо наконец-то рассчитывается с обществом комментария и поучения, ханжества и неравенства, угнетения и лицемерия. Но, более того – Триер недаром выносит выстрел и бегство Джо за кадр – с ней происходит превращение, которое только и может дать ей полную гармонию и согласие с собой: она, уже за пределами зрительского взгляда, сама становится мужчиной. В реальности, созданной и управляемой патриархатом, она обретает те мужские качества, которые позволяют ей, наконец, получить полную свободу.

Итак – не любовь, не смерть, но – свобода.

Похоже, этим фильмом Триер заканчивает исследование женщины и женственности, которое заняло много лет и включило, кроме трех вышеназванных фильмов, такие незаурядные работы, как «Рассекая волны» (1996), «Танцующая в темноте» (2000), «Догвилль» (2003).

Что дальше?

Дмитрий Десятерик, «День»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments