Ксения (kujman) wrote,
Ксения
kujman

Рецензия на фильм «Рассказы»

Оригинал взят у chuchelnick в Рецензия на фильм «Рассказы»

- А у вас нет романа?
- Нет...


Снятый Михаилом Сегалом по сборнику собственных рассказов фильм стал ярким примером, так называемого, белоленточного кино. Как это свойственно большинству современных либералов нашего отечества, в своей картине автор возмущается взяточничеством, повальной безграмотностью подрастающего поколения, некомпетентностью органов правопорядка, и тут же попутно проходится по советскому прошлому, а также даёт нелицеприятную характеристику нынешней власти в лице руководителя государства. Налицо все прелести либеральной «креативной» оппозиции, разве что призыв к свержению существующего порядка открыто не прозвучал, а все остальное из джентльменского набора креакла в наличие. Видимо, подразумевается, что человек думающий сам поймёт, что так дальше жить нельзя. А как можно? — это уже вне компетенции художника, автор, как говорится, должен поднять вопрос и указать зрителю пальцем на имеющиеся минусы. То, что всё это давно уже всем и так известно — это мелочь, в расчёт не берущаяся.


Прикрываясь справедливым негодованием по поводу происходящего в стране, белоленточники пытаются канализировать энергию возмущения народа в своё русло, уже давно заботливо прокопанное ими в сторону запада. Смыть потоком существующую власть и сдать страну хозяевам из-за рубежа, что же может быть патриотичнее, верно? Ведь этим мы превратим наш необразованный и тёмный народ в цивилизованных европейцев (ну, или американцев — кому что ближе). Самое грустное здесь то, что сам фильм снят талантливо, и на порядок лучше большинства современных кинокартин — как отечественных, так и зарубежных. Именно поэтому хотелось бы рассказать о том, что я в нём разглядел, потому как от режиссуры, работы оператора и актёрской игры удовольствие получил огромное, а вот с месседжем фильма я категорически не согласен.

Фильм состоит из четырех не связанных между собой частей — «Мир крепежа», «Круговое движение», «Энергетический кризис», «Возгорится пламя» — рассказов из рукописи, которую принёс в издательство молодой и пока никому не известный автор. Путешествие этой рукописи, которую в самом начале фильма редактор издательства отправляет прямиком в мусорную корзину («рассказы сейчас не актуальны»), является сквозным сюжетом, скрепляющим между собою части фильма.

«Мир крепежа»

Действие происходит в маленьком провинциальном городке. Идёт подготовка к свадьбе. Будущие супруги встречаются со специалистом по организации свадеб в «единственном более-менее европейском кафе города» — так охарактеризовала это место невеста. Главная её цель – чтобы всё прошло без сюрпризов и не как у всех, а по-особенному. Конечно, этого хотят все невесты, но эта желает запланировать каждую мелочь. И свадьба это только лишь начало — дальше начинается планировка дальнейшей жизни: количество детей, их школы, будущие профессии. Именно здесь звучит первый звонок («Внимание! Белоленточная угроза!»): организатор, великолепно сыгранный Мерзликиным, произносит: «Есть информация, что через 15-17 лет здесь с экономикой будет уже совсем плохо. И другой работы, кроме как в городской администрации «за 200$» или в милиции не будет». То есть, что нас всех, по мнению автора, ждёт? Верно, иностранная оккупация. И единственный способ хоть как-то держаться на плаву — служить в полиции или в комендатуре. Дальше по сюжету планируются супружеские измены, предлагаются кандидатуры любовниц и любовников, с которыми через 6-8 лет начнут изменять друг другу супруги. И наконец, финал: он покинет этот мир в 60 лет, она – в 65. This is The End.

Давняя мечта «либералов» воплощена в жизнь: кажущаяся свободой выбора несвобода имеющихся альтернатив, в соответствии с которой можно удобно обустроить свою жизнь. Вот она — возможность острова. Сладкое одиночество в толпе таких же несвободных, как и ты.

«Круговое движение»

Речь о деньгах, точнее, об их круговороте, точнее о незаконном обороте — короче о коррупции. Взятка – как неотъемлемая часть российской жизни, начиная с низов и до самого верха. Роль Президента прекрасно исполнил Игорь Угольников, превратив первое лицо страны в некое подобие «голубого воришки» Ильфа и Петрова. Только, если персонажу советского сатирического романа было стыдно за свои действия, герою Угольникова стыд незнаком, и во всех своих действиях и высказываниях он опирается исключительно на труды великих классиков и мыслителей, непрерывно цитируя их. Итогом этой короткометражки можно сделать фразу из другого российского фильма — «Не мы такие, жизнь такая».

«Энергетический кризис»

Речь идёт о метафизической энергии. Дух великого классика русской литературы, Александра Сергеевича Пушкина, время от времени вселяется в работницу сельской библиотеки. Происходит это тогда, когда местная полиция попадает в тупик и ей ничего не остаётся, как обратиться за помощью к библиотекарше.

Потерялась школьница третьего класса. Посредством стихотворных строчек, которые нараспев читает, находясь в трансе, библиотекарша, дух в иносказательной форме говорит представителям правоохранительных органов, что им нужно делать. Девочка потерялась в лесу, и дух ведёт к ней спасителей. День подходит к концу, наступает ночь. Чтобы согреться школьница сжигает учебник литературы. На это дух классика обижается и отказывается помогать, заявляя бессмертное «Ей уже не помочь». Такой диагноз режиссёр ставит не только своей героине, но и всем нам. Эта мысль шире одного эпизода, так или иначе, она озвучивается на протяжении всего фильма. Очень здраво, не правда ли? Что уж тут сделаешь — надо себя спасать, всем не помочь!

«Возгорится пламя»

Уже из названия этой части фильма понятно, что на этот раз измываться будут над советскими идеалами. Дмитрий Медведев должен любить эту картину, поскольку в ней в течение всего тридцати двух минут Сегал делает то, чего не смог сотворить президентский аппарат за более долгий срок — осуществляет десоветизацию на бытовом уровне, раскрепощая низовую энергию и прицельно направляя его на советские святыни. Происходит это просто: под видом столкновения мировоззрений любовников, принадлежащих к разным поколениям (ему — серьёзно за сорок, она — студентка лет двадцати). Опытный и умудренный жизнью мужчина сталкивается с вопиющей безграмотностью своей новой пассии, и пытается обучить её хоть чему-то. Но так как в основном эта пара проводит время в любовных утехах, то и обучении осуществляется в процессе удовлетворения плотских желаний. Потому и звучат речи о жертвах Великой Отечественной и Гулага (как же без них?),о строителях коммунизма и ЧК, о Ленине, Сталине, Дзержинском, Ежове, коллективизации и индустриализации, а также многих других серьёзных вещах во время очень откровенных сцен (происходящих не только в спальне, но и на кухне, в коридоре, автомобиле, кафе и других, не предназначенных для этого местах).

В этой части был ещё один интересный маркёр для тех «кто в теме» — любовники спорили о том, кто такие дельфины, млекопитающиеся или млекопитающие? Нам-то понятно, о каких дельфинах идёт речь…

Талант Сегала бесспорен, снято кино интересно, и с динамикой все в порядке, и визуальный ряд хорош, и герои живые, а речь их полна сочного языка и литературных аллюзий, но вот снимает он явно не для простого народа. И кроме честной надписи «Запрещено для детей» в самом начале ленты можно также написать «Не для анчоусов». Вот тогда всё будет действительно честно.

0000

PS.: Надеясь, что, может, это был случайный выстрел не в ту сторону, и на самом деле режиссёр снял такое кино ненамеренно, я решил познакомиться с другими работами Михаила Сегала. Оказалось, что «Рассказы» — его вторая картина, а до этого им был снят фильм «Франц + Полина», о любви между молодым солдатом СС и белорусской девушкой. Действие картины происходит в Белоруссии в 1943 году на оккупированной фашистами территории. Как говорится, без комментариев.
Subscribe
promo kujman may 10, 2015 20:11 78
Buy for 10 tokens
В России умеют дружить и умеют радоваться. Ты находишься в толпе незнакомых людей, но все эти люди едины. Именно в этом сила нашей страны. В России дети с удовольствиям ходят на Парад Победы нарядные и счастливые. Именно за такие мгновенья проливал кровь мой дед. Сражался и твой. В России…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments